О классовом вопросе (императоры Юстиниан I и Феодора, Византия)
Немного истории. О классовом вопросе. И о ценностях. А также #мужскоженское, понравилась мне эта Феодора…
«Вершини своєї могутності Візантія досягла за правління Юстиніана І (527-565). [Немного о его крестьянском происхождении и пути к славе, пропустим].
Великий вплив на імператора мала його дружина Феодора, в минулому циркова артистка [школьный учебник не мог такого написать, но гугл дает вариант дочери циркача, но актрисы, танцовщицы, гетеры, что в ту пору было одним и тем же. Впрочем, судя по ее мудрости, так оно, скорее всего, и было, см. ниже]. До їх шлюбу багато хто ставився неприязливо, але це не завадило Феодорі бути достойною парою Юстиніану. Вона брала участь в управлінні державою, а у складних ситуцаіях ставала імператору надійною опорою. [О его политической деятельности и заслугах — тоже упущу]. Реформи імператора були перервані народним повстанням «Ніка» (Перемагай!» — заклик повсталих) в Константинополі. Воно набуло такої сили, що Юстиніан навіть збиравля зректися престолу. Але рішучість Феодори змусила його боротися. Повстання було потоплено в ріках крові.
З «Таємної історії» Прокопія Кесарійского (VI ст.):
«Між тим у царя відбувалася нарада: що краще робити, залишатися тут, або втікати на суднах. Багато говорили на користь одної та іншої думки. Врешті решт цариця Феодора сказала: «Зайвим було б, здається, зараз розмірковувати про те, що жінці непристойно бути відважною між чоловіками… На мою думку, втеча тепер… для нас є невигідною, хоча б вона й вела до врятування. Тому, хто з’явився на світ, не можна не померти; але тому, хто колись царював, блукати вигнанцем нестерпно! Не доведи Бог мені позбавитися цієї багряниці й дожити до такого дня, коли зутрічні не вітатимуть мене як царицю! Отже, государ! Якщо хочеш врятувати себе втечею, це неважко! Ми маємо багато грошей; ось море, ось судна! Але дивись, щоб потім, коли ти врятуєшся, не довелось тобі коли-небудь віддати перевагу смерті перед таким врятуванням. Подобається мені старовинне слово, що царська влада — чудовий саван». Так мовила цариця; слова її надихнули всіх».
Почалася відбудова зруйнованного під час повстання Констатинополя. Місто підіймалося ще гарнішим, ніж було. Його перлиною став дивовижний храм Святої Софії (Премудрості Божої). […] » [1]
Обратила я внимание на эту историю, потом дочитала учебник и закрыла. А она раз всплыла в моей голове, два… Дай, думаю, опубликую эту цитату, да как «загуглила» Феодору…
Гугл рассказывает, что таки-да, у нее было «мало развито нравственное чувство» [5], в общем, бурная несдержанная молодость. В книге «100 великих любовниц» [2] я ее тоже, естественно, обнаружила (с такой-то биографией! «Золушка» отдыхает), и история повторилась: родилась на Кипре в простой семье циркача, перебрались в Константинополь, отец умер, мать с кем-то сошлась, девочкам пришлось подрабатывать своей красотой, так сказать. Пишут, что ей это все и нравилось:
«В 15 лет Феодора стала настоящей красавицей. Она была небольшого роста, тонкая, изящная, грациозная, с огромными чёрными глазами, полными огня и страсти, и роскошной волной длинных чёрных волос, при этом остроумная и весёлая. Кто мог устоять перед такой женщиной, тем более, легко доступной? Некто Прокопий Кесарийский, современник Феодоры, в своей «Тайной истории» не уставал обличать её за позорные грехи молодости, говоря, что «чары её сделались всеобщим достоянием, и что бесчисленные любовные похождения её… превзошли…подвиги Мессалины», хотя, скорее всего, он слегка преувеличивал. Да и могло ли быть иначе в развращённом Константинополе, да ещё в такой сложной среде, в которой она воспитывалась, если это можно назвать воспитанием». [3]
Да и рассказчиков мы таких знаем ?, часто ими руководит так называемый сп**мотоксикоз, выливающийся в свои же фантазии. Небось, впал в немилость прекрасной — и айда «Тайную историю» писать… В общем, не докажем мы ничего, таки все источники говорят о ее безудержной молодости.
Однако потом или устала, или поумнела, или нагадали, или проповедей начитали, или еще «видимо что-то случилось» (разное пишут), и она опомнилась, начала вести целомудренный образ жизни и вскоре познакомилась с будущим императором, который влюбился в нее по уши:
«История умалчивает о том, где и как Юстиниан познакомился с Феодорой, но это случилось, и он «погиб». Удивительно, но эта встреча не только принесла счастье им обоим, но и способствовала расцвету Византии, но это потом, а сейчас безумно влюбленный наследник сразу задумал жениться». [3]
«Закон воспрещал браки свободных людей с девушками, обесчестившими себя игрою на сцене или безнравственным образом жизни. Юстиниан убедил дядю устранить это препятствие изданием эдикта, постановлявшего, что девушка, бывшая бесчестной, может восстановить свою честь «похвальным раскаянием». Феодора стала женою Юстиниана, и когда он получил императорский престол, то при коронации нового императора диадема была возложена и на её голову. Юстиниан так любил и уважал ее, что в официальных документах называл ее своею «высокочтимой, данной Богом супругой» и дал ей сан своей соправительницы. Правители провинций должны были присягать на верность не одному Юстиниану, а Юстиниану и Феодоре. Той женщине, которая играла в театре соблазнительные роли перед глазами всего Константинополя, должны были теперь поклоняться почетные судьи, епископы, победоносные полководцы, пленные цари». [4]
В общем, императрица была достаточно высокомерна и жестока, властна и сильна, коварна и мстительна, любила мучать и заключать непослушных, неугодных или поперек-ставших из ее прошлого (короче, нормально отгребали все, кто нарывался ?⚔️). Одни источники говорят о том, что процитированный выше Прокопий — это подлинная история, другие — что он оклеветал ее в своей «Тайной истории», хотя никто не скрывает ее жестких и резких черт характера⚡:
«Никто никогда не видел, чтобы Феодора примирилась с тем, кто досадил ей, даже после его смерти. Но и сын умершего, словно нечто, принадлежавшее отцу, заполучив в наследство вражду василисы, передавал ее до третьего колена. Ибо ее пыл, крайне расположенный возбуждаться для того, чтобы губить людей, был совершенно не способен к умиротворению». [5] Вот она — «женщина с четырьмя яйцами»… ??? И, тем не менее, с ценностями. ?
В любом случае, все отмечают, что «часто она правильно оценивала интересы государства» [5] (хоть и пишут, что руководствовалась своими честолюбивыми эгоистичными мотивами), она была однозначно достойна своего мужа (да и происхождение у них равное), достойна звания императрицы, имела прекрасное самообладание, была умна, находчива, решительна, смела, стойка к трудностям — в общем, в правлении великолепна; она помогала и, невзирая на свое прошлое, была преданна мужу. «Феодора оказалась достаточно умной, чтобы никак не запятнать репутацию императорской четы, и даже Прокопий не поставил под сомнение её супружескую верность». [6]
«Сама «женщина до мозга костей», Феодора, как императрица, работала для улучшения положения лиц своего пола». [7]
«Юстиниан не скрывал, что во всех делах он всегда советовался с Феодорой, а в манифестах называл ее не иначе, как «благочестивейшей супругой, ниспосланной нам Господом Богом». Императрица охотно вмешивалась в супружеские дела, стараясь помирить супругов, любила устраивать браки, но ☝? не проявляла ни малейшего послабления к мужчинам, словно памятуя все зло, которое они ей когда-то причинили. И в то же время питала жалость и сострадание к женщинам.
Испытав мытарства куртизанки, Феодора убедила Юстиниана издать множество законов в пользу женщин: закон о разводе, об усыновлении незаконнорожденных, о наказании за похищение монахинь, о надзоре за своднями, об освобождении комедианток от рабства… Она восстановила разрушенную мятежом и пожаром столицу, строила крепости, церкви, приюты, ясли, больницы и знаменитый босфорский монастырь для раскаявшихся грешниц. Порой сострадание Феодоры граничило с тиранией. […]
Феодора вела дипломатическую переписку с иностранными владыками и во многом определяла политику страны, объявляя войны и заключая мир, […] присоединив к империи все территории, когда-то принадлежавшие Риму. […]
Феодора пренебрегала честными людьми, бескорыстно предлагавшими ей свои услуги, и одобряла подлости [вот и такое пишут]. Тем не менее она была больше главою государства, чем император, лучше понимала политику, необходимую империи». [2]
И можно еще долго искать информацию о правдивости фактов юности этой Женщины, собирать все «за» и «против» ее личных качеств, но вместо этого еще раз вернемся к первым строкам этого поста — во времена правления Юстиниана ВИЗАНТИЯ была на пике своего могущества (а в бардаке средневековья это было чуть ли не единственное государство, не забившее на культурные основы).
Короче, нравится она мне. Да и красавицей, говорят, была. А «это вам не что-либо-как»…
Источники:
[1] «Всесвітня історія: історія середніх віків. Підручник для 7 кл.» Н.Г. Подаляк, О.О. Хірна
[2] «100 великих любовниц», сост. И.А. Муромов
[3] Юстиниан и Феодора. Око планеты
[4] Юстиниан и Феодора. Русская историческая библиотека
[5] Грешная святая императрица
[6] Очерки истории Любви. Император Юстиниан и императрица Феодора
[7] Феодора, супруга Юстиниана
(Вот и запостила цитату из учебника ?)