Keiko Matsui снова посетила Киев с концертом

Кейко Мацуи (26 июля 1961)
— японская пианистка и композитор,
исполняющая музыку в стиле new age и джаз.

Побывала еще раз на концерте Кейко Мацуи (31.10.2011). От первого ее концерта в Украине (декабрь 2003) я была в таком восторге (после чего подсела на ее музыку), что не могла не сходить еще раз. Правда, в апреле 2005, когда она второй раз приезжала в Киев, я не попала, а сейчас решила посетить сие действо снова. Однако в этот раз впечатления оказались несколько другими.

Лично мне, как не особой любительнице джаза как музыкального направления, из ее репертуара нравится нью-эйдж. Это нечто! Чего стоят композиции “White Owl”, “The Ring”, “Steps of Maya”, etc.

И именно нью-эйджовский репертуар был представлен на первом ее концерте, да и в большем объеме (в этот раз в общей сложности играла она час, наверное). Если я не ошибаюсь, тогда она представляла либо только альбом “White Owl” (2003), либо еще и “The Ring” (2002). Я была восхищена! Во время всего концерта волосики на теле дыбом стояли :) Я так прониклась, что оба эти альбома после концерта заслушала до дыр!

Этот же концерт как раз был больше джазовым. Она привезла свой новый альбом “The Road” (2011). Я его предварительно послушала, кое-что понравилось, кое-что так себе, так что у меня и так не было завышенных ожиданий. Но музыка-музыкой: это вопрос к Кейко, а качество звука – это, простите, уже к организаторам. И здесь, в первую очередь, двойка звукорежиссеру (или звукооператору – кто там это с кривыми ушками настраивал): звучание было не ахти. Конечно, и места «на берегу реки» (т.е. на балконе, скраю), мягко говоря, не способствуют цельности звукового восприятия, однако сам звук был тоже не алё. Как-то негармонично громко. Ударники иногда заглушали фортепиано и вообще все, что можно заглушить. Приятно (вот действительно, ПРИЯТНО) было слушать только нью-эйджовские композиции без ударных, в сопровождении оркестра. Вот тут я отъехала, так отъехала! Джазовые же песни напрягали не комбинацией звуков, как обычно у меня бывает (в этом как раз Кейко – пять!), а нагромажденностью звука. Сильно резко.

Флейтист в одной песне тоже не порадовал. Слабенько. Слушая его исполнение, я сразу услышала нечеткость звуков. Думала, это я просто привыкла к звучанию флейты отца, он был перфекционистом в этом деле (не даром одним из лучших педагогов и музыкантов). Но слушая композицию целиком, я реально ПОЧУВСТВОВАЛА, что чувак играет НЕ ТАК. Так смазывают звучание обычно женщины-флейтистки (скорее, в силу своей физиологии, недостаточной «дыхалки»). Похоже, в данном случае это был не флейтист (как в той рекламе: «Це був не прораб» (с) :)).  Духовик, конечно, но его основной инструмент явно другой. Или они привыкли к японской флейте и не знают как звучит классика… Очень смазанные ноты, никакой четкости. Возможно, так пошло бы на саксофоне, фаготе… но флейта (и альтовая тоже, как в данном случае) должна звучать четко, отделяя ноту от ноты, не сливая их в один сплошной звук!

Зато мне понравились фрагменты соло саксофона, гитары, ударных. Вставило! Да и вообще сама музыка Кейко вставляет. Под некоторые композиции (когда звук был более-менее сбалансирован) я просто медитировала :) Вот знаете, когда музыка просто проходит насквозь… И что мне нравится в песнях Кейко – это соответствие названиям: если это “Sense of a Journey”, то это journey, если это big love song “Embrace and Surrender”, то ты аж чувствуешь embrace and surrender, «anthem to life» тоже говорил за себя.

А вообще такую музыку надо играть не в микрофоны, а полностью в живую, пусть и в меньшем зале. А людей было реально ползала.

Кстати, о зале. Со мной случился культурный шок. Позор! И это первый концертный зал страны в столице? Такой совок – это же ужас! Я никогда не обращала внимания, когда в партере сидела. А с балкона вид открывается волшебный! Такое впечатление, что это старье вот-вот рассыпется. Знаете, некий сельклуб. Как иностранных артистов сюда возят?.. Сцена деревянная, все убого… В воздухе все время стояла какая-то дымка, из-за отсутствия лишнего запаха можно сделать выводы, что это была пыль. В зале было просто сИзо. В общем, зал, организация – позор. У нас вообще странно привозят артистов: то в коробку МВЦ, где музыку слышат только первые ряды, а «галерка» только догадывается по отдельным обрывкам, что за песня (привет концерту Нелли Фуртадо), то в позорище-«Украину»… Ну, такОе.

То, что с опозданием было и начало концерта, и вторая часть после антракта, конечно, не порадовало, но этот феномен вполне объясним (на даром все артисты заставляют людей томиться, я знаю эти ощущения на сцене, когда ты вдруг появляешься после ожидания ;).

В общем, оценка за концерт (как в школе за сочинение, помните) – 5-/2: за творчество/организацию. Минус – за флейтиста и не мою любимую песню из старого репертуара на бис :)

Вывод: Кейко Мацуи замечательно слушать дома из хорошей акустической системы или в отличных наушниках, предварительно отобрав ту часть репертуара, которая больше нравится. После этого концерта – на следующий идти перехотелось.

P.S.:
Оказывается, Казу Мацуи – таки ее муж, он играет на японской бамбуковой флейте.
За The Stone Monkey (2005) ему отдельное спасибо!

© ilonashel
04-11-2011