Пещеры Эмине Баир Хосар и Мраморная

DSCN2168Продолжаю свои выходные вылазки. Сегодня я отследила некоторую особенность. Задумывалась, почему я мало времени провожу на море, на солнце (правда, последнюю неделю — солнце это для всех роскошь). Почему же вылазки мои получаются в последнее время в горы? Ну, конечно, во-первых, потому что я здесь в Крыму была мало в горах, но мало ли где я еще не была в Крыму. Так вот, я добираю недостающих мне энергий стихий. Огня и воздуха у меня с рождения выше крыши (поэтому я не летаю здесь на всяческих на парашютах :) и не жарюсь на солнце, хотя к нему, родному, хочется), состояний воды достаточно появилось за последние годы, поэтому, наверное (упустим режим и погодные условия), я мало плаваю и бываю у моря. Но мне не хватает земли и дерева — именно за ними то и езжу — то в лес большого каньона, то в недра земли вот сегодня забралась.

DSCN2242vДля начала немного об условиях комфорта. Я открыла для себя вторую «вещь комфорта» после шарфа. Шарф уже давно стал неотъемлемой частью любой моей поездки и многих прогулок. Его можно и на шею намотать, и на плечи накинуть, и ноги обернуть, если сидишь где-то, и под попу положить, чтобы помягче. Так вот, вторая вещь must have в дороге — это гетры. Сначала я покупала их исключительно как аксессуар для танцев, и тут они неожиданно оправдали себя, когда охота ходить босиком, а лодыжки мерзнут.

В общем, не было у меня с собой гетр. И еще с обувью я на этот раз капитально стратила, как и с верхней одеждой (вот как на фото — не надо :)). И ввели меня в заблуждение, во-первых, удачный день на Ай-Петри, когда наверху я даже кофту не одела, и во-вторых, воспоминание о посещении оборудованной для туристов пещеры Скельской 10 лет назад, когда мы в шортах и в шлепанцах туда ездили. Оборудованная же, — подумала я, — в дебри и глину лезть не нужно будет… И одела летние мокасинчики, пару трикотажных кофточек и джинсы. DSCN2174Единственными в тему были джинсы. И, конечно, вышеупомянутый шарф, А одеться (или взять с собой) туда следовало бы, как если бы вы собирались на прогулку в ноябре. В пещере Эмине Баир Хосар постоянная температура +5’С… В Мраморной потеплее — в районе +10 градусов. И знаете, эта разница чувствовалась! На входе в пещеры, правда, дают куртки напрокат (всего за 5 грн), это меня и спасло. Но если бы я туда ехала еще раз, я бы одела хорошие кроссовки с теплыми носками и гетрами, все те же пару трикотажных кофт, еще одну флисовую, и или свою куртку (если не летом, ветровка бы вряд ли меня спасла), или на входе еще раз вязла бы в довесок к этому всему еще и куртку. В куртке было тепло внутри. Зачем еще флис? — дело в том, что на высоте 1000 м даже просто на воздухе тоже не май, знаете ли. Спасал немного шарф, но передвигалась я все же бодрыми перебежками между автобусом и пещерами.

Воздух. Если на Ай-Петри можно было легко подняться на высоту 21-го этажа, как нам рассказывали, за 10 минут и не ощутить усталости, то в пещерах достаточно тяжело дышать — из-за меньшего содержания кислорода и 100% влажности. Но нормально, в принципе, одышка ощущалась только при подъемах.

DSCN2116Гид в этот раз был не такой веселый. Скорее информативный. Как только мы покинули Алушту, начались все те же истории, которые я уже слышала. И о том, что Алушта уникальна тем, что рядом находятся два перевала и они создают хорошее движение воздуха (один из вариантов происхождения названия города — Алустон — сквозняк). Говорят, за день ветер меняется 4 раза (в город заходит и морской, и горный, и степной воздух), чем отличается, к примеру, от той же Ялты.

Далее были снова истории про перевал и строительство троллейбусной дороги, и про речку Ангара, которая протекает вдоль трассы Алушта — Симферополь, горы с обеих сторон Алушты — Четырдаг, которая похожа на палатку или чердак, и Демерджи (кузнец), которая похожа на наковальню. И услышанная дважды история про Кутузова тоже отложилась уже (надолго ли?.. ;). Где-то здесь его ранили в голову, пуля зашла в висок и вышла из глаза, и очевидно смертельная рана, омытая из какого-то местного источника (место прямо над дорогой обозначено памятным бюстом виновника события) чудным образом исцелилась, чему не могли дать объяснения ни медики того времени, ни современники. Новостью для меня было узнать, что в глаз его ранили дважды за жизнь.

После того как гид упомянул про затяжной подъем в гору по грунтовой дороге, а потом такой же затяжной спуск, я поняла что пиковые экстремальные переживания от подъема по серпантину меня таки догонят. Но на диво водитель не лихачил :) Мы медленно поднялись и аккуратно медленно спустились. Экстрима на этот раз не было. Глазея в окно, я вспомнила дорогу :), а потом и узнала вид на заповедник. Говорят, отсюда видно море в районе Севастополя, но я его так и не увидела. Сейчас с автобуса словить не удалось, но нашла фото (справа) 7-летней давности. Наверху возле пещер вид на Четырдаг тоже узнала, мы ездили сюда в мае 2006го, только тогда в пещеры мы почему-то не попали. На машине было удобнее — на красивых смотровых можно останавливаться и фотографировать, а не отчаянно ловить кадр с автобуса.

В Крыму 1300 пещер, горизонтальных и вертикальных, которые еще называют колодцами, шахтами, пропастями (в одну из таких я тоже лазила когда-то). 200 из них — на Четырдаге. Есть еще пещерные города (Чуфут Кале, Мангуп Кале и пр, которые находятся уже ближе к Бахчисараю), самая глубокая на DSCN2211Четырдаге — «Подснежник», 250м в глубину, в Крыму самая глубокая, 500м, Солдатская.  Мы же спускались всего на 34 метра со снаряжением, и потом своих ходом — до 90 метров. Эта наша послешкольная поездка вспоминалась мне сегодня не раз: наверное, я таки когда-то опубликую свой «бортовой дневник» того времени… Подумаю :) Походы, горные тропы, спуски, вершины, скалы, пещеры… эх…. Ну да я отвлеклась. В общем, когда гид начал говорить, чтобы мы не волновались, что инструкторы там обучены так, что они нас смогут вывести и без света, и при обвалах и затоплениях, я начала понимать, куда я еду… Пещеры… одно из самых загадочных пространств Земли, окутанное множеством легенд, историй, загадок…

Пещера Баир понравилась! Даже несмотря на температуру и тот факт, что к концу часа экскурсии ног я уже не чувствовала от холода. Очень забавные там сталактиты и сталагмиты. 1 кубический сантиметр этой красоты формируется какую-то тучу лет (кажется, даже не сотни, а тысячи). Возраст пещеры, если я правильно запомнила, 12 миллионов лет. Т.е. те образования, которые мы видели формировались именно столько. 60 тысяч лет назад произошло землетрясение и некоторые сталактиты пообламывались и попадали. Выглядят, как будто их вчера кто-то спилил :) Одно из мест называют поцелуйчиком (фото слева) — там до формирования сталагната (колонна, которая образуется, когда сталактит сращивается со сталагмитом) осталось 2 миллиметра. И произойдет это через 50 лет, как нам сказали. Предложили, подождать ))

DSCN2200В общем, много забавных фигур. Индейца видела в стене :) Но как ни старалась, на разных режимах, запечатлеть его не удалось. Еще в Баире есть кости мамонтенка и каких-то еще животных, которые падали в колодец пещеры, а выбраться назад не могли. Много инетерсных моментов, но больше всего меня впечатлил зал «Кечкемет». Прям как какой-то храм! Посредине стоит сталагмит, который с одного конца зала выглядит как церквушка (фото справа), а с другого — это Белый Спелеолог, хозяин этой пещеры (фото слева ниже). Зал очень впечатлил! Он самый глубокий, последний из исследованной в длину территории. Все фото и схему можно увидеть тут, хотя я в который раз разочаровалась в своем фотоаппарате, да и не многие, думаю, могли поймать там хорошие резкие кадры…). Не хотелось уходить оттуда!

DSCN2222Вперед инструктор вела нас за собой, а на обратном пути замыкала группу и так получилось, что впереди оказалась я. Прибавив чуть скорости, в один из залов я вышла первая. Тут я вспомнила еще из наших ранних хождений по пещерам, какие метаморфозы со временем и пространством происходят в пещерах! Следующий человек за мной шел в 2х метрах, фотографировать по дороге было нечего, но он умудрился отстать… Когда я зашла в зал, несколько секунд растянулись немыслимо, и я даже успела ощутить себя ОДНОЙ в этом зале! Непередаваемые ощущения. Удовольствие, граничащее со страхом…. ух!

А каких только легенд не придумывают, чтобы люди не трогали и не выносили кусочки сталактитов и сталагмитов! И что бактерии разрушают древних слой породы, и что сколько людей трогает их, и можно потом идти к дерматологу (причем не важно, что за перила берутся те же люди теми же руками :), и что это дурная примета, мол, мы под землей, и, в общем-то, все тут будем, но не надо торопить события… ))) В общем, на суеверных работает. У меня же была изначально идея отломать кусочек силы, но а) конечно, это мощь, но сколько тут силы осталось в проходном туристическом месте, б) находясь в таком месте, не уважать его просто невозможно, так вот из уважения к нему я этого и не делала.

DSCN2263И вправду, место очень красивое, но энергетика чуток затоптанная. Вот впечатлило только в зале с фигурой спелеолога :) Очень красивый зал! Завораживает просто. Не дай бог там одной остаться…

Назад мы шли, слава богу, бодрее, а то ноги просто отпадали уже. Да, к слову, там мокро. Вода-то, формирующая эти дивные скульптуры, продолжает капать. Говорили, что кому на голову упадет капля, тот будет весь следующий год счастливый :)) Надо было спросить, почему год?.. Мне аж две капли в макушку попали ))) Конечно, любят на туристических местах слагать легенлды :) А все эти места исполнения желаний. даже если не бросаешь везде монетки, все равно уезжаешь с полной уверенностью, что все так и будет :) Фигня, но настроение понимает :)

Есть еще один уровень залов в этой пещере. Спустились туда спелеологи только один раз, провели исследования какие-то, отсняли фильм и запечатали вход люком и засыпали камнями. Почему туда не хотят больше спускаться, пообещали, что мы найдем ответ в фильме, который там снимали (который я, конечно, купила )).
От одной до другой пещеры 5 минут. В Мраморной у нас был маршрут покороче и на полчаса. Плюс чуть выше температура и все такая же куртка на прокат. Так что внутри было комфортнее. Но менее интересно. Один зал с очень забавными фигурами — «Галерея Сказок» (фото справа выше), второй на нашем маршруте мы только созерцали с его начала, очень большой и длинный. Возможно из-за размера залов, широты обозрения, отсутствия маленьких узких ходов и неоткрывающихся внезапно новых залов, а возможно, из-за затасканности туристами (она открыта с конца 80х годов, в то время как Баир — с 2000го), но пещера не впечатлила вообще. Возможно из-за усталости и переохлаждения в первой. В общем, мне понравилось, что мы бытсро ее прошли. В Баире еще как-то группы разминались, здесь же — проходной двор.

В этой пещере тоже оказался свой хозяин (фото слева), а также хозяйка — Баба Яга (можно поискать среди фотографий — Пещеры Эмине Баир Хосар и Мраморная). Очень порадовали сердечки на «потолке» одного из залов.

Далее мы спустились ниже, в ресторан на дороге (ну не могут же они пускать туристические автобусы просто мимо! это же какой канал продаж!), и мы полернули крымские впечатления татарской кухней. Манты, глинтвейн и лепешки. Ммм.. Глинтвейн был очень вкусный, со мной даже поделились рецептом :) А манты — о чудо! — с рубленным (!) фаршем. Вообще, я фарш не считаю мясом. Мясо — это или кусок или это не мясо. Но рубленное мясо — это очень вкусно, и очень отличается от фарша. Подозреваю, что люля-кебаб у них настоящий, если были такие манты :)

В общем, вкусно, глинтвейн был гуманный, даже не развезло, только стало хорошо :) И, слушая музыку и наблюдая смеркающийся вечер, темнеющие горы, мы поехали обратно, через перевал — по домам :)

canyon-ai-petri
<< Большой Каньон, Ванна Молодости.
Ай-Петри, канатная дорога

sudak-novyi-svet
На катере по юго-восточному берегу Крыма.
Новый Свет, Тропа Голицына. Судак, крепость >>

ВСЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ О КРЫМЕ (2013)