Feeling JAZZ — Коктебель

Ощущение принятия развития событий, ощущение свободы, любопытства, открытости Миру и моменту. Отсутствие каких-либо ожиданий. Импровизация…

Занесло на фестиваль
«Jazz Koktebel»
(15-18 сентября 2011)

Джаз. Импровизация. В моей жизни обычно выделялось мало места для импровизации. Ну, как-то не складывалось пока. И вдруг эта самая импровизация взяла и решила случиться со мной. Или это я решила. Или кто-то. Или что-то. Не важно. Важно, что в один прекрасный момент все взяло и сложилось. Вся поездка сложилась — от самого зарождения (точнее вспышки) идеи и до возвращения домой. Вот именно СЛОЖИЛАСЬ — как пазл. Как хороший, удачный пазл — знаете, который складывается ни медленно, когда не знаешь, какую частичку куда прилепить, ни слишком быстро, когда все легко и примитивно, — а размеренно, с удовольствием и смаком, постепенно вырисовывая абсолютно цельную и гармоничную картинку.

И секрет такой картинки — и есть импровизация. Отставить расписание и планирование каждого дня, каждого часа, каждого движения и передвижения. Отставить ожидания и расчеты. Только предвкушение. Завязать глаза и смело шагнуть.

Из предусмотренного заранее разрешается только купить билеты туда и обратно, т.к. спонтанно приехать еще можно, а вот уехать после фестиваля очень проблематично. Такой ожидающей толпы в Симферополе я не видела ни в один курортный сезон. Впрочем, у нас билетов обратно не было, и мы все равно уехали домой тогда, когда нам это нужно было :) Даже жилье при желании на месте найти можно. Но для сильно переживающих — ok, билеты. В остальном — отдаться.

Жить здесь и сейчас. Кажется, на этот раз мне это удалось. Не без помощи одного хорошего человека, который невольно и заманил меня на Jazz Koktebel. Фестиваль проводится ежегодно, в этом году это был уже 9-й, но (о, стыд-позор мне!) услышала я о нем только в этом году — от множества знакомых, которые заранее собирались, покупали билеты и отпрашивались в отпуск. Я удивлялась, почему столько людей туда едет, а я в первый раз вообще слышу. Соответственно, я даже не собиралась туда. Только очень хотела к Морю, которое не видела уже полгода, хотела в отпуск, хотела солнца и прохладной соленой воды, плавать и нежиться на солнышке, и еще хотела обычную крымскую набережную, на которой сто лет не была (набережную любого крымского курорта, они везде одинаковые :). Очень хотела. Путешествия к Морю, какого-то недолгого, но впечатляющего и немного волшебного.

И отдых обрушился на меня внезапно, объединив все мои желания воедино в эти несколько дней, в этой поездке, украшенной вкраплениями удач и совпадений.

Еще в понедельник я только начала понимать наконец, на каком свете нахожусь (такой уж жизненный период выдался), во вторник — в плотную планировала отпуск в жаркие страны (как-то забыла вообще о существовании бархатного сезона в Крыму), в среду он накрылся той самой медной посудиной — и глубине моей печали не было предела. В четверг же мое отчаянное желание приморского отпуска неожиданно и спонтанно привело меня под крылышко к одному доброму человеку, который на удивление открыто меня принял, а я, со своей стороны, умудрилась за час выпросить отпуск и найти спальник. Называется, охота пуще неволи ;)) Я просто хотела вырваться к морю, а получила еще и бонус: мы собирались на Jazz фестиваль. И уже в пятницу, хоть и в немного вонючем, но все-таки поезде («наши поезда — самые поездатые поезда…»), мы мчались навстречу Морю, солнцу, джазу и неизвестности.

Да, для меня это была полная неизвестность. Представление, куда, с кем и как я еду, было несколько размытым. И поскольку я ничего не могла предвидеть, я просто вручила себя в руки своему проводнику и этому неожиданному путешествию, и смиренно, но с любопытством, им следовала.

После того, как из окна автобуса, везущего нас из Феодосии в Коктебель, я узрела сияющую на утреннем солнце морскую гладь, жалкие остатки моих тревог и сомнений растаяли окончательно. Еще через пару минут на фоне этой самой глади я увидела профиль Максимилиана Волошина, о котором была наслышана еще со школьных уроков литературы (в Коктебель меня до этого пока не заносило). Для меня до сих пор остается загадкой, как могла Природа так продублировать этот профиль…

К слову, Коктебель. Довольно уютное место. Море, правда, не самое лучшее из того, что можно найти в Крыму. Дело даже не в загаженности или чистоте пляжа. Просто такой берег. Но сочетание гор и моря всегда меня радовало, поэтому оценку красоты пляжа упустим. Да и восхваляемый местный коньяк тоже, скажем так, уступает другому украинскому производителю. Но это, собственно, не главное. Вина, кстати, достаточно вкусные. Жилищные условия здесь самые разнообразные: от гостиниц (разного, насколько я поняла, качества) до палаток. Некоторые умудрялись жить и под открытым небом. Еда тут тоже на любой вкус и толщину кошелька: и ресторанчики, и чайханы, и кафе, и просто столовки. Во время прогулок по набережной, мой взор все время манили какие-то немыслимые торты. Мне почему-то так и не удалось их попробовать, но говорили, очень вкусно. Ладно, этот вкусовой experience останется на следующий раз. В общем, думаю, любой человек сможет найти тут то, чего ему хочется. Ну, и, конечно же, колорит набережной: кафешки, шаурма, хот-доги, генделыки, музыка, сувениры, крымские масла, мыло, чаи и т.д., и т.п. — стандартный крымский набор, получите-распишитесь :)

По прибытию, первой моей целью после парковки палатки был пляж. Пройдя по набережной, мы приземлились возле главной сцены Nu Jazz (днем вход свободный, платным он стал уже к вечеру — на время концертной программы). С самого утра народу еще было немного — отсыпались, видимо (мы попали уже на 3й день фестиваля). Позже и людей подтянулось больше, и музыканты начали разыгрываться на сцене. Бархатный Крым, приятная музыка, ненапряжные люди вокруг — и каждые минут 10 я повторяла фразу: «Как же хорошо-то!» (возможно, чаще :).

Кстати, о пляже. Собственно, Nu. Если вы нудист — вам сюда: тут нет маньяков, бродящих исключительно по нудистским пляжам, нет бухтящих бабушек и мамаш с детьми. Т.е. мамы с детьми попадались, но, как говорится, «свои» (девочка с записанными на руках номерами мобильных телефонов мамы и папы вызвала восторг у половины пляжа :)). Если вы не нудист, и голые люди на пляже вас раздражают — вам тоже сюда, ибо тут среди всей толпы они в глаза сильно не бросаются, если не вглядываться. (Собственно, а зачем вглядываться, если они вас раздражают? ;) Впрочем, и четкой грани между нудом и обычным пляжем я так и не узрела. Все вперемешку, и никто никому не мешает. Впечатляющая толпа, как это обычно бывает на крымских пляжах, и беспорядочно валяющиеся люди воспринимались как что-то естественное и вообще не напрягали.

Любители «зелени» тоже здесь вполне обычное явление. Мирные, кайфующие и расслабленные. Какие-то отдельные звуки и мелодии, рождающиеся из дивных инструментов, только прибавляли колорита.

Как ни странно, не было пьяного бычья (уж простите за эпитет, это совершенно определенный отдельный образ). Точнее, оно наверняка было, но либо же в таком количестве, которое теряется на общем фоне, либо просто атмосфера настолько позитивная, что ты просто не замечаешь ничего плохого и портящего картинку. В общем, зомби к нам не выходили, и валяющиеся трупы и полу-трупы тоже не встречались. Люди в любом состоянии были как-то более или менее окультуренными.

Первое мое впечатление от фестиваля было выражено в фразе: «Это как light вариант Казантипа». Но это и не совсем так. Здесь, в отличие от Казантипа, — очень разношерстная публика: и музыканты, и йоги, и «зеленые», и хенд-мейкеры, и обычные отдыхающие с детьми и без, и вообще «правильные и порядочные» люди, иностранцы (например, Карл Фриерсон, солист «De Phazz», как я узнала, тут постоянный гость) — здесь кто угодно. Это, полагаю, и помогает каждому прибывшему сюда чувствовать себя в своей тарелке.

«А джаз?…» — можете поинтересоваться вы. По мере того, как я все снова и снова слышала об этом фестивале от знакомых, я начала задаваться вопросом: неужели все эти люди так любят джаз?.. Ну, как бы, понятно, много людей любят джаз, но чтобы такой толпой сюда съезжаться?.. Насколько мне известно, начинался фестиваль именно с этого музыкального направления. Со временем что-то новое привносилось, модифицировалось. Поговаривают, что джаз уже не тот, и качество музыки изрядно подгуляло. Я же судить не берусь, ибо попробовала «весь этот джаз» впервые. По-моему, музыка там уже давно не главное, и не за джазом туда едут.

Если все же говорить о музыке фестиваля, она может быть самой разной. Я, например, слышала и рок, и электро, и этно, и вообще что-то… такОе. Сам джаз скорее можно услышать даже не со сцены, а в каких-то маленьких заведениях в почти камерной обстановке. Но сильно я в музыку не вникала, просто наслаждалась общей атмосферой. Думаю, как и основная масса прибывших. В последний день порадовал Гребенщиков. «Аквариум» я никогда не слушала, но живой звук есть живой звук — зацепило за душу, так что по приезду были сразу скачаны и прослушаны какие-то песни этого коллектива. Алина Орлова как-то чуть нудновато подвывала, что-то было явно лишнее. Думаю еще переслушать в записи — может, проникнусь, т.к. что-то в ее исполнении все же есть. Олег Скрипка на закрытии развлек своим этно-диско. Довольно интересно, иногда неслабо накрывало его волной со сцены. Немного не в тему были какие-то чуваки, косящие под «Ленинград», они излучали в микрофон какую-то гадость и долго не могли уйти со сцены. Находились, правда, люди, которые под это умудрялись даже танцевать. Были и другие неизвестные для меня группы, которые хоть и далеко не все звучали джазово, но достаточно хорошо и все же в тему.

В общем, сочетание сентябрьского, уже не такого жаркого солнца и моря, гор и воды, легкости и беззаботности, импровизации и свободы, хорошей музыки и позитивных людей — все это создает какой-то отдельный мир — Jazz Koktebel, в который было очень неожиданно приятно окунуться. Несмотря на то, что это были новые для меня ощущения, новое место, действо, я чувствовала себя там комфортно — как будто все уже знакомое и привычное. Ощущение свободы там определенно присутствует.

Слово «джаз» открылось для меня намного шире, чем просто направление музыки.


И, пожалуй, стоит завести такую традицию — посещать этот фестиваль, дабы окунуться в позитив, «подзарядить свою батарейку» и, оглянувшись, еще раз вдохнуть уходящее лето. Just to feel jazz :)

© ilonashel, 22-09-2011

ВСЕ ФОТО с Jazz Koktebel 2011